Возрождение конфуцианства в современном Китае Анонимный суббота, 5 декабря 2015 г. Нет комментариев


В прошлый раз мы рассматривали вопрос о роли конфуцианства в формировании менталитета китайцев. Сейчас бы мне хотелось продолжить тему конфуцианства и, в частности, его возрождения в современном Китае.
Во времена Культурной революции (1956-1966 гг.) Мао Цзедун развернул борьбу с 4-мя пережитками прошлого: старые традиции, старые идеи, старая культура, старые привычки. Безжалостно уничтожалось и истреблялось все, что хоть как-то напоминало о феодальной истории Китая. Наряду со многими другими ценностями досталось и конфуцианству. Носители конфуцианской традиции уничтожались если не физически, то как личности, архитектурные и литературные памятники разрушались.


С началом политики реформ и открытости (в 1978 г.) ситуация стала понемногу изменяться. Конечно же, Китай не стал конфуцианским в один момент, и до сих пор о нем очень осторожно упоминают в партийных кругах, так как феодальное наследие конфуцианства идет вразрез с идеологией социализма, но изучение догм и традиций идет по всей стране. Создаются новые дисциплины, так или иначе связанные с конфуцианством, пишутся научные работы, создаются исследовательские центры. Около 10 лет назад Китай начал организовывать языковые школы за рубежом под общим названием Институт Конфуция, сейчас этих школ насчитывается около 560 в 120 странах мира.


Конфуцианство всегда играло большую роль в миропонимании китайцев. У них не было некоего источника или инструкции(как, например, Библия или Коран) о том , что хорошо и что плохо, как судить людей и их поступки. Именно такой инструкцией и стало конфуцианство. Сам Конфуций считал, что ритуал - это хорошо, но закон - плохо, и они по природе своей антагонисты. Однако современное китайское государство пытается возвести ритуал в ранг законов. Например, в Китае очень ограниченное количество жителей имеет право на пенсию, остальные старики должны содержаться за счет детей, и при этом старики, недовольные отношением со стороны детей, могут подать в суд, госструктуру, которая призвана защищать их интересы.
В современном Китае, который уже не отсталая страна, а полноправный и сильный игрок на политической и экономической арене, многие рассматривают конфуцианство как способ защиты китайской уникальности и превосходства.
Оно становится сильной национальной идеей, которая внедряется на смену импортированному и чуждому марксизму, в отличие от которого конфуцианство, так сказать, местного производства.
И хотя социально конфуцианство очень популярно, политически о нем стараются сильно не упоминать. Так было, по крайней мере, до последнего времени, когда во главе страны встал новый лидер – Си Цзиньпин, при нем процесс конфуцианизации получил новый толчок.
В 2013 г. Си Цзиньпин посетил место рождения Конфуция в Цифу, это был первый коммунистический лидер за более чем 20 лет, кто столь открыто побывал там. Он назвал Конфуция великим прародителем китайской культуры. И хотя он не посетил храм Конфуция, который когда-то был подвержен нападению хунвэйбинов, этого было достаточно, чтобы определить общий курс.

                                         Си Цзиньпин встречается в одним из самых уважаемых конфуцианских ученых

В сентябре 2014 г. Си Цзиньпин посетил празднование 2565-го Дня Рождения Конфуция. На чествование были приглашены ученые со всего мира, выступая перед которыми он сказал, что Китай всегда был миролюбивым – черта, которая берет свои истоки в конфуцианстве.
Со времени начала правления Си идеологические лозунги стали более конфуцианскими, нежели социалистическими.
Сейчас уже не только западные специалисты, но и китайские признают, что у марксизма-ленинизма нет будущего в Китае. По оценкам некоторых специалистов, Китай лет через 20 полностью сменит режим, и теперь уже вполне очевидно, по какому пути он движется.

Автор: Ирина - автор статей про Китай и китайский язык для SpeakASAP

Оставьте комментарий